«Евровидение-2017» в Украине: Скандалы, связанные с конкурсом
В этом году престижный песенный конкурс «Евровидение» проводится в Украине, в городе Киеве. Вчера, 7 мая, в украинской столице прошли торжественные мероприятия, связанные с открытием уже 62-го по счету вокального состязания. До последнего момента вокруг культурного события европейского масштаба не утихали скандалы и жаркие дискуссии, была даже вероятность того, что Украину лишат права проведения этого конкурса.
Почему же вышло так, что вместо предвкушения ярких шоу и новых открытий в музыке поклонники «Евровидения» с замиранием сердца и порой с негодованием следили за подготовкой к нему? Стоит упомянуть, что данный конкурс Украина принимает уже второй раз (первый раз она удостоилась подобной чести в 2005 году благодаря победе вокалистки Русланы). Однако то обстоятельство, что у страны уже имеется опыт подготовки и проведения подобного мероприятия, не способствовало спокойной и слаженной организации «Евровидения». Пожалуй, виной этому стали политические распри, которые вот уже три года подряд происходят между Украиной и Россией. Как бы ни старалась украинская сторона продемонстрировать свое лояльное отношение ко всем конкурсантам, в том числе, избрав оптимистичный лозунг события «Празднуй разнообразие», того самого разнообразия в чистом виде на этот раз не получилось. Участнице из РФ Юлии Самойловой, которая должна была представить свою родину на нынешнем «Евровидении», представители власти Украины устроили настоящее испытание. В конце концов, девушка так и не смогла представить свой номер, который готовила в надежде все-таки выступить. Более того, Россия не стала заменять конкурсанта, и приняла решение не участвовать в «Евровидении-2017». Многие посчитали данный скандал закономерным и оказались всерьез разочарованы культурным событием, которое всегда объединяло людей, а не настраивало друг против друга. Но были и некоторые другие неприятные факты, бросившие тень на репутацию и самого конкурса, и Украины, как принимающей страны. Сомнительная победа Джамалы Прежде всего, вспомним о том, что предпосылки для скандального «Евровидения-2017» в Украине были созданы еще год назад, когда на конкурсе в Швеции певица Джамала одержала сомнительную, с точки зрения многих экспертов, победу. Взять хотя бы тот факт, что и сама композиция, которую выбрала артистка, граничила с «запрещенным приёмом» − именно такой вывод сделали некоторые лица, следившие за ходом конкурса.
Дело в том, что Джамала пела песню под названием «1944»: для тех, кто не силён в истории – это год начала депортации крымских татар. А если вспомнить о том, что полуостров Крым и его переход к России – больной вопрос для мировой общественности, то становится понятно, почему композиция, безусловно, сильная и эффектная, вызвала так много споров и претензий к ее исполнительнице. Как бы там ни было, но Джамале удалось одержать победу, а вот Сергей Лазарев, участник из России, на которого возлагали большие надежды фанаты конкурса, занял лишь 3-е место.
Скептики взахлеб доказывали, что реальная победа должна была достаться Лазареву: мол, у него была мощная поддержка со стороны телезрителей, а истинный результат «переиграли» на свой лад члены жюри. Между тем, есть и те, кто утверждает, что триумф Украины на конкурсе был вполне справедливым и прозрачным, поскольку песня Джамалы в действительности больше врезалась в память, чем номер Лазарева. Киев принял эстафету проведения конкурса Итак, Киев принял эстафету проведения конкурса в 2017 году. И сразу же возникло огромное количество вопросов, учитывая, что в Украине все-таки идет вооруженное противостояние. Это значит, что в принимающем государстве есть проблемы и с безопасностью, и с финансовой стороной. Вначале не было уверенности даже в том, что Украина в принципе возьмет на себя бремя (а это все же серьезная нагрузка) проведения «Евровидения-2017». Но потом процесс пошел, и конкурс решено было организовать в столице, как это и было прежде. Готовясь принять престижное песенное соревнование, украинская держава должна была привести в порядок инфраструктуру, выбрать помещение для концертов, предусмотреть условия для расселения участников конкурса. На все эти мероприятия требуется огромное количество средств, но у страны, находящейся в финансовом и политическом кризисе, неожиданно объявилась довольно солидная сумма, положенная в основу сметы «Евровидения-2017».
Но одних только денег недостаточно для нормального процесса организации и проведения культурного события. Тем более что, по утверждению журналистов, праздник песни серьезно омрачился миллионными аферами. Бюджет конкурса составил приблизительно 30 миллионов евро, и это, без преувеличения, рекордная сумма для «Евровидения»: так, прошлогодний конкурс в Швеции обошелся примерно в 9 миллионов евро. Среди наиболее громких скандалов: отказ от услуг немецкого производителя трибун в пользу компании, близкой к продюсеру конкурса Павлу Грицаку; спешное выделение дополнительных 19 млн грн на системы видеонаблюдения; дешевая плитка на станции метро «Левобережная», где ремонт обошелся в 1 млн грн. Причем, это еще не весь перечень недостатков нынешней организации конкурса. В прессе появилась информация об изменении схемы распределения мест в зале, из-за чего владельцы ранее купленных билетов на «Евровидение» оказались в затруднительной ситуации: сведения, прописанные в их документах, стали ложными. Украина по мере сил решала возникающие проблемы, но появлялись новые, а недовольство общественности росло. Еще в конце прошлого года от проекта отказалась команда организаторов. В ноябре 2016 года в отставку подал генеральный директор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания. Он объяснил, что покидает свой пост, поскольку в государстве нет правомерного и прозрачного пути финансирования вокального соревнования. Буквально за несколько месяцев до предполагаемого начала конкурса, а именно, 13 февраля, Денис Блощинский, один из организаторов, сообщил, что команда прекращает работу над подготовкой мероприятия. Связано это было с тем, что в процесс вмешались власти и назначили нового лидера команды.
Апофеозом же скандальной подготовки украинской стороны к конкурсу, которая и так шла с большими затруднениями, стала шумиха вокруг участницы из РФ Юлии Самойловой. Молодую артистку СБУ наотрез отказалась впускать на территорию страны, мотивируя это тем, что она нарушила местное законодательство, выступая на Крымском полуострове. Европейский вещательный союз боролся за то, чтобы певица все-таки наравне со всеми приняла участие в состязании. Украину упрекали в предвзятости, в нарушении принципов проведения конкурса, которые предусматривают равные возможности для участия всех без исключения исполнителей. Россияне негодовали, в социальных сетях велись жаркие словесные баталии между сторонниками и противниками недопуска Самойловой. РФ предлагали пойти на компромисс путем организации удаленного выступления Юлии Самойловой или отправки на конкурс другого участника. Но страна не пожелала делать ни того, ни другого, и была исключена из перечня государств, участвующих в «Евровидении» в этом году. Также в России отказались вести трансляцию конкурса.
Дотошные украинские «акулы пера» не поленились, и оценили, насколько вложенные деньги соответствуют реальным достижениям организационного процесса «Евровидения». В Стокгольме в 2016 году 9 миллионов евро, предусмотренные для организации конкурса, освоены были на все 100%: от самого аэропорта и на всем пространстве города повсюду красовалась праздничная реклама. Самим собой разумеющимся были и бесплатные вода, печенье, фрукты и прочие продукты для участников, журналистов и аккредитованного персонала «Евровидения». В Киеве же о том, что здесь началось самое главное песенное событие Европы, можно догадаться, лишь доехав до самой площадки – Международного выставочного центра в спальном районе на Левом берегу, либо на Крещатике, где построена Евродеревня. Дороговизна сувениров, завышенные цены на такси и гостиницы – это даже и комментировать не стоит. Чем все закончится? Исполнительный продюсер конкурса Йон Ола Санд в личных беседах посетовал, что более ужасного «Евровидения» на его веку еще не было. И связано это не только со скандалами с местным оргкомитетом, но и с тем конфликтом, который произошел между Россией и Украиной. Обеим странам грозит теперь суровое наказание: от штрафов до отстранения от конкурса на срок до трех лет. А это означает, что по окончанию «праздника разнообразия» в Киеве высшее руководство «Евровидения» будет вынуждено устроить «разбор полётов» с далеко идущими последствиями.
Рекомендовано к прочтению