Украина: есть ли шансы стать полноценной частью ЕС?
Во многих странах Европы зреет новый референдум — голосование, которое действующей украинской власти явно придется не по вкусу
В минувший вторник, 30 мая Сенат Нидерландов абсолютным большинством голосов ратифицировал Соглашение об ассоциации (СА) между Украиной и Европейским Союзом. Комментируя это событие, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил буквально следующее: «Место Украины в Европе – будущее Киева связано с Брюсселем». По общему мнению аналитиков, пообещав нашей стране скорое членство в ЕС, Юнкер допустил роковую дипломатическую ошибку. Против подобного членства уже выступили даже те государства-члены структуры, которые украинские власти традиционно называют «союзниками».
Сенатское голосование в Королевстве Нидерланды всегда имело исключительно номинальный характер. Так было, например, с принятием решений по выделению Греции финансовой помощи (Амстердам проголосовал против), участию сил Евросоюза в антитеррористических операциях на Ближнем Востоке (Амстердам воздержался) и, наконец, размещению на своей территории беженцев из Сирии, Ливии и Йемена (Амстердам проголосовал за). Вопросы геополитического характера в ЕС решаются, главным образом, на уровне того же Брюсселя: то есть, Еврокомиссией и Европарламентом. В данном конкретном случае важность пресловутого голосования можно объяснить простым фактом: на Референдуме в апреле 2016 года жители Королевства выразили свое нежелание видеть Украину торговым и политическим партнером Объединенной Европы – сейчас же этот недочет Сенат фактически исправил.
Верить ли исправленному? Торопиться не стоит. Сразу несколько общественных организаций Нидерландов выступили за проведение нового Референдума относительно целесообразности ассоциативного членства Украины в ЕС. Отменить процесс народного волеизъявления не вправе не только законодательный орган, но и король. В том, что очередное голосование завершится победой противников интеграции Киева, нет никаких сомнений.
«Прежде всего, стоит отметить, что нидерландские фермеры никогда не допустят конкуренции со стороны своих украинских коллег, — сказал правозащитник Александр Митц (Гаага). – На наш рынок хлынут дешевый мед, подсолнечное масло и молоко – продукты, которыми Нидерланды славились со времен Средневековья».
А ведь не только Нидерланды. О вероятном ограничении условий СА для Украины выступили Хорватия, Венгрия, Румыния и Испания. В частности, Загреб отметил необходимость запрета размещения в хорватских банках денежных депозитов украинских чиновников. Будапешт настаивает на признании права закарпатских венгров на самоопределение. Бухарест требует самоопределения для жителей Черновицкой области. Испания желает выдворить украинских нелегалов, которые, после соответствующих решений в Брюсселе, получат официальный статус.
«Когда-нибудь Украина станет полноценной частью Евросоюза, — пообещал американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Но произойдет это явно не сейчас. Подписывая окончательный вариант Соглашения об Ассоциации между Киевом и Брюсселем, Нидерланды сделали, образно выражаясь, «шаг в сторону»: дескать, Европа не против Украины, но ЕС оставляет за собой право пересмотреть свою позицию».
Когда именно Европа «пересмотрит свою позицию», эксперт не уточнил. Да этого и не нужно. Для того, чтобы понять ближайшие перспективы участия Киева в ЕС, стоит вспомнить слова нового президента Франции Эммануэля Макрона. «Соглашение об Ассоциации сулит Украине большие перспективы. Каким образом она ими воспользуется – дело второстепенное».
Иными словами, дав Украине определенный карт-бланш, Евросоюз снял с себя обязательства по «воспитанию» Киева. Есть структуры, не желающие видеть нас в рядах ЕС, и это отнюдь не Россия (накануне Москва раскритиковала решение нидерландского Сената). И даже Нидерланды, дифирамбы которым поют многие украинские пропрезидентские политологи, здесь ни при чем: в Королевстве, а за ним и во многих странах Европы зреет новый референдум – голосование, которое действующей украинской власти явно придется не по вкусу.
Рекомендовано к прочтению