Какое будущее IT сферы Белоруссии? Продолжение
Продолжение. Начало здесь.
Автушко-Сикорский : Хотелось бы поправить Юрия - это наши, BISS, исследования об эффектах перетекания. Мы делали опросы топ-менеджеров ИТ-компаний, и работающих в ПВТ, и которые не работают в ПВТ. Практически все опрошенные говорили о том, что аутсорсинговое программирование сейчас упирается в потолок. Несомненно, отрасль программирования будет расти и в ближайшие 10 лет и это факт, с которым спорить очень трудно. Но ИТ-шники говорят, что вполне возможно придется переходить к роли интеграторов крупных унифицированных продуктов, или им придется искать какие продуктовые ниши.
И «черный лебедь» может прилететь в тот момент, когда будет пропущен момент, когда белорусские ИТ-шники не смогут найти эти самые ниши и будут продолжать «пилить» программы на аутсорс так, как они это делали раньше. Кризис наступит в том случае, если то «окно возможностей», которое сейчас есть - переориентации для расширения и для ориентации на продуктовую схему, если оно будет пропущено, то тогда возможны кризисные явления. Но запас времени есть, запас прочности белорусских ИТ велик. В поддержку слов Юрия можно добавить, что если смотреть на статистику, то Беларусь, как я уже говорил, это единственная страна, где в период кризиса 2008 года ИТ-сектор не демонстрировал отрицательных темпов возраста по объему экспорта.
Дракохруст: Кирилл, может мой вопрос, который я задавал коллегам, профанический, абстрактный или, может, основанный на народной мудрости, что если слишком долго живешь хорошо, то потом что-то случается. Но тот же кризис 2014-2015 года, он же не прекращается. Казалось, после кризиса 2011 года белорусская экономика довольно быстро пришла в себя, но потом снова удар. ИТ сектор удержался. Надолго?
Голуб: Юрий, на вопрос, надолго ли, хочется ответить - навсегда. Потому что вслед за коллегами я не могу даже предположить, что за тип кризиса здесь может быть. Как мы говорили, наши ИТ-компании в большинстве работают на экспорт, и даже мировой кризис 2008-2009 годов позволил нам сохранить не просто сегодняшнюю выручку, но и обеспечить ее рост. Крупнейшие компании типа EPAM уже в 2010 году компенсировали тот недобор по темпам роста, подчеркиваю, не по выручке, а по темпам роста, который они потеряли в 2008-2009 годах.
Что до кризиса 2014-15 годов, то это все же локальный, региональный кризис, мы идем здесь прицепом за Россией, мы идем прицепом за нефтяными проблемами. Проецировать эти проблемы на белорусский ИТ-сектор смысла никакого нет. С другой стороны, потолок действительно существует, но это потолок не внешний, а внутренний, это потолок прежде управленческих и предпринимательских умений для белорусских ИТ-компаний. Если с разработчиками у нас все более-менее неплохо и разработчики достаточно быстро могут переориентироваться на новую технологию, на новый бизнес-домен, то с менеджментом и предпринимательской жилкой у белорусов, и ИТ-шники здесь не исключение, традиционно не очень хорошо.
Может быть, это опять же тот момент, которому нам нужно поучиться у израильтян, наверное, может быть молодое поколение, которое все активнее приходит не только в сферу стартапов и вэнчурных инвестиций, но и в сферу полноценного, реального, неторопливого, но прибыльного ИТ - бизнеса, может быть у молодежи, которым сейчас 24-27 лет, менталитет немного исправиться. Им легче учиться у западных коллег, они не имеют неприятного, местами, багажа социокультурного или интеллектуального, который у более старшего поколения присутствует.
Я думаю, что это неизбежно, и здесь главное не навредить самим изнутри и не испортить что-то в сложившихся условиях, что основную массу нашей талантливой молодежи, которая работает в ИТ, отвратит от Беларуси, от наших корней, и заставить смотреть на запад, на юг или на восток.
источник http://www.svaboda.org/a/28351787.html
Рекомендовано к прочтению